По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии
Великое освящение Успенского собора
В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, 10 сентября, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое освящение соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Дивногорского Свято-Успенского монастыря и Божественную Литургию в новоосвященном храме.

В совершении чина Великого освящения и служении Божественной литургии Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель Свято-Успенского Дивногорского монастыря иеромонах Алексий (Сукачев), духовенство Воронежскойи епархии и братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнял братский хор Дивногорского монастыря.

Через священнодействия, совершаемые Архиереем, новопостроенный или подвергшийся разорению храм обретает особую благодать Божию, становится вместилищем святыни. Вначале совершаются действия с главным предметом алтаря - Престолом. После утверждения на столпах престольной доски, прибиваемой четырьмя кованными гвоздями (по числу гвоздей при распятии Господа Иисуса Христа на Кресте), отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и Архиерей, преклонив колена вместе с верующими, читает у Царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать Небесного осенения.

Затем приносится чистая вода, розовая вода, сосуд красного вина и губы. Омовение водою - знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники. Омовению престола предшествует тайная молитва над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению Жертвенника (так именуется Престол в богослужебных книгах).

После омовения Архиерей с сослужащим духовенством отирают губками и белыми платами освящаемый Престол.

Затем Престол помазуется Миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав Мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований. Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и Престол, после омовения и помазания святым Миром, облачается в нижнее и верхнее облачения. Надев на престол нижнюю одежду ("срачицу" от славянского "сорочка"), священнослужители троекратно опоясуют престол вервием (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

Поскольку престол имеет двоякое значение - Гроба и Престола славы Божией - на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную Божественную Небесную славу.

Затем митрополит Сергий совершил каждение Престола, Жертвенника, алтаря и всего храма. Следовавшие за Владыкой митрополитом священники помазывали стены храма Святым Миром и кропили святой водой. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После каждения митрополит Сергий возжег принесенную ему свечу и поставил ее на восточной стороне Престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Зажженная свеча изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

Затем совершилось торжественное шествие со святыми мощами, которые митрополит Сергий нес на дискосе возвышенно у своей главы. Пред внесением мощей в храм Архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: "Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы". Певцы внутри храма поют: "Кто есть сей Царь славы?". По вере Церкви, Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, "во святых почивающего".

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом и влагаются в Антиминс, по той причине, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

В молитве, завершающей чин освящения - она читается коленопреклоненно - Архиерей со всем народом молит Господа, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых. Затем протодиакон возглашает многолетие Архипастырю, совершившему освящение храма.

Чин освящения завершается окроплением прихожан святой водой - осеняя народ крестом, Архипастырь с кафедры окропляет паству на четыре стороны света при пении хором "Господи, помилуй".

В новоосвященном храме митрополит Сергий в сослужении духовенства, участвовавшего в освящении, совершил Божественную литургию.

По сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире в Украине.

Обращаясь к духовенству и пастве после отпуста Литургии, Священноархимандрит Дивногорской обители митрополит Воронежский и Лискинский Сергий поздравил отца наместника, монашествующую братию и всех собравшихся со знаменательным событием - Великим освящением монастырского соборного храма, а также призвал всех присутствующих внимательно относиться к своей духовной и молитвенной жизни.

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА ВОРОНЕЖСКОЙ МИТРОПОЛИИ