Доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Заседание секции "Попечение Церкви о депрессивных больных" состоялось 26 января в Москве, в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
 
Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники нашей встречи! 
Парадоксальной и, одновременно, величественной задачей психиатрии является изучение безумия усилиями разума. О мудрости, дарованной Богом человеку, неоднократно говорится в Священном Писании. Так, по словам царя Соломона "Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою" (Притч. 24:5). Однако, мы должны отдавать себе отчет в том, что науки о душевных проявлениях человеческой жизни создаются разумом человечества, познавательные способности которого искажены после грехопадения. Ум человека не может постигнуть бездны самого себя. Поэтому, любые науки о душе ограничены в своей возможности дать исчерпывающее представление о тайне своего бытия:"человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого" (Еккл. 8:17). К сожалению, современные психологи и психиатры обращают мало внимания на источник Божественного Откровения - Священное Писание. Однако предметом Откровения является не только Сам Бог, но также и человек. 


Священная история свидетельствует о том, что разум без Бога, обыкновенно совершает совсем неразумные преобразования жизни, которые приводят к разрушениям в мире и обществе,к утрате ощущения целостности жизни, единства с другими людьми и миром в целом. Такое состояние делает человека уязвимым, способствует возникновению психических заболеваний, среди которых одной из самых распространенных патологий являются депрессии. По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время депрессиями страдают более 300 млн. человек.
Депрессии,как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы, развиваются в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Однако, одна из самых значимых причин распространения депрессии в современном обществе - это утрата традиционных религиозных ценностей. Ведь человек, не имеющий религиозных жизненных ориентиров, теряет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель, и с помощью Господа противостоять им. 

Другой значимой причиной депрессий становится кризис семьи. Он выражается, прежде всего, в том, что семья все хуже выполняет свое главное предназначение – воспитание детей. Общество, в котором христианская религиозность либо вовсе не принимается во внимание, либо где ей отводится второстепенное место хранительницы неких полезных нравственных ценностей, не способно согласовать волю людей друг с другом, потому что не ведает воли Бога. В семье это приводит к конфликтам и насилию, к проблемам, угрожающим не только благополучию и психическому здоровью членов семьи, но и самой их жизни. Хорошо известно, что дети, растущие в дефиците любви, наблюдающие вражду между родителями, склонны к различным формам саморазрушительного поведения. Они тяготеют к социальным группам, характеризующимся фанатичным поведением, к химическим зависимостям, самопровреждениям и самоубийствам. Ежегодно в мире около 800 000 человек погибают в результате суицидов - второй по значимости причины смерти среди молодых людей в возрасте 15-29 лет. Такое поведение является ответом молодежи не на страдание, а на отсутствие смысла жизни, который они не смогли обрести в семье. Усилия людей по созданию семейных отношений в любви, но без Бога оказываются тщетными и противоречивыми: "Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма" (Иов. 30:26). 

Депрессия – это душевная болезнь человека, уставшего от страстей. В этом обнаруживаются духовные корни депрессий. Печаль и уныние одолевают человека, когда он не может достигнуть того желаемого, к которому он привязан страстью. Переживание тоски и горя всегда сопровождают утрату человеком того, что он не имел возможности удержать. Духовное совершенство человека,свободного от страстей,– это наиболее радикальное средство от депрессии. По словам Иоанна Лествичника, "кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?" (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали духовные. Часть 7. Слово 2.7). Человек без Бога – это эгоистичное существо, которое делает себя центром мироздания. Но этого упорно не признают другие люди, - что подрывает веру эгоиста в свои силы, в возможность достичь чего-либо в будущем, заставляет видеть причину своих неудач в препятствиях, создаваемых ближними. Не случайно, человек, страдающий депрессией, как правило, низкого мнения и о себе, и о своем окружении, не видит своего будущего, живя своим прошлым. 

Размышления о печали и унынии в святоотеческой литературе обращает нас к самой природе человека: к его не самодостаточности, к ограниченным возможностям, к конечности его существования, к смерти. Поэтому депрессия, - какую бы причину она не имела, - является не только областью клинической практики психиатров и психологов, но также и предметом пастырской заботы и богословских рассуждений Церкви. Больные с депрессиями особенно чувствительны к пастырскому вниманию, в связи с чем сочетание пастырской и психиатрической помощи, - при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника, - оказывается очень плодотворной при терапии психических заболеваний. Не принимающие во внимание церковный опыт противодействия тоске и унынию,говоря словами пророка Иеремии, "врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет". (Иер. 6:14). 

В православном богословии существует традиция не позволяющая рассматривать образ Божий как сочетание совершенств человеческой природы. Что связано с опасностью умаления внеприродного, личностного начала в человеке, которое имеет не биологическое, а религиозное происхождение. Наша духовная жизнь, имея своим источником общением с Богом, отображается и в душе, и в теле, сочетается с ними так, что духовное трудно отличить от душевного и телесного. Поэтому, грех (личный и первородный), - как искажение в сфере духовной жизни, - отображается в человеческой природе как болезнь: телесная или душевная. К сожалению, игнорируя связь духовной жизни человека с душевным расстройством, расцерковленое общество хочет отказаться от понятия "грех" и подменить его понятием "болезнь". Сказанное относится и к депрессиям. Разумеется, никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности, своей или своих родственников. Бывает, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению (см.: Ин. 9:1-38). Но это не отрицает причинную связь греха и болезни. Этой связи зачастую не видят пациенты, страдающие депрессиями, которые хотят вылечиться очень быстро и полностью – не понимая того, что душевное или телесное заболевание в своей основе имеет нравственно-аскетическое несовершенство, исцеление которого может продолжаться всю жизнь. 

Камнем преткновения для современной психиатрии является бесоодержимость, которая часто бывает именно у психически больных. Одержимость усугубляет психическое заболевание, а то, в свою очередь, способствует усилению влиянию бесов. Для различения психического расстройства и одержимости есть только одна предпосылка – вера в бытие ангелов и бесов. Бесовский мрак – это то, что чувствует личность, находящаяся в Боге.Действие Божие переживается как мир, радость, смирение и забвение о себе. Влияние бесов переживается как тревога, безрадостность, помрачение ума, сосредоточенность на себе, презрение и высокомерие по отношению к другим. Существование бесов, как и бытие Бога, - это то, что не подлежит доказательству разумом. Если не верить в существование диавола, то бесоодержимость всегда будет восприниматься только как проявление психического заболевания. Дифференциальный диагноз не всегда возможен на основании исследования симптомов или поведения пациентов в присутствии святынь. Ведь бесы – это личности, способные весьма изощренно обманывать тех, кто их испытует. 

Сегодня много говорят о кризисе медицины. Но речь идет не о состоянии некоего социального института. Это кризис человечности, любви и милосердия в медицинской среде. Исцеляя больных и изгоняя бесов, Спаситель не принимал во внимание вопросы вознаграждения, экономики здравоохранения и медицинского права. Сострадание, милосердие и любовь – это призыв Бога из вечности к любому врачу, но в особенной мере к психиатрам, врачующим душевные недуги. И хотя не существует дисциплины, которая обучала бы студентов-медиков любви, милосердию и состраданию, престиж и деньги не должны становятся основными мотивами врачебной деятельности. Призывая следовать принципу наименьшего ограничения свободы пациента, Церковь не вмешивается в конкретные формы медицинского вмешательства, необходимого психически нездоровому пациенту. Однако, следует признать достойным внимательного изучения опыт психиатрического сообщества ряда стран, изменивших систему оказания психиатрической помощи путем преобразования специализированных психиатрических клиник в психиатрические отделения больниц. Такие изменения делают психиатрическую помощь более человечной не только по отношению к пациентам, но и к медицинскому персоналу. Гуманизацию психиатрической помощи нужно начинать с гуманизации работы врача-психиатра. Ведь повседневная встреча с безумием, напряженный рабочий ритм и поистине "диавольское поспешение" разрушительны и могут быть остановлены только внутренней духовной работой и любовью к больным. Убежден в том, что медикам, работающим в психиатрии, особенно сложно сохранить свое душевное здоровье без молитвы, без Церкви и церковных Таинств. 

Год назад на нашей секции мы говорили о новых проблемах пастырской работы с душевнобольными, которые требуют серьезного осмысления. Обсуждение этих проблем было продолжено нами на международной конференции "Попечение Церкви о душевнобольных", которая была проведена 13-14 ноября по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) при поддержке международного фонда "Помощь Церкви в нужде". В работе этой конференции приняли участие священники, врачи-психиатры, эксперты из Греции, Нидерландов, Испании, Великобритании, Италии, специалисты Научного центра психического здоровья Российской Академии Наук. Состоялся плодотворный диалог представителей Церкви и медицины, относящийся к различным проблемам психиатрии. Кроме того, в минувшем году наша рабочая группа представила проект документа, который называется "Пастырское попечение Русской Православной Церкви о психически больных", на рассмотрение Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Мы обеспокоены тем, что нравственный кризис все чаще и сильнее отражается на состоянии психического здоровья населения, что свидетельствует о чрезвычайно сильном отступлении общества от нравственных норм. Депрессии – одно из самых частых заболеваний, с которыми встречаются как психиатры, так и священнослужители. Надеюсь, что сегодня мы сможем плодотворно продолжить диалог духовенства с врачебным сообществом, чтобы дать душевнобольным с депрессивными расстройствами возможность избавиться от страдания при помощи благодати Господа, - по словам псалмопевца Давида: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Пс. 41:6).