Открытие XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений
В г. Москве 28 января 2019 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность», начали свою работу.

В этот день Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в богослужении приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, которые прибыли на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 

Первый день работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» начался с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель СОММ, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; игумения Иулиания (Каледа), куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. 

Открывая заседание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. 

Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание: от истоков до современности». Определив в начале выступления религиозное понимание призвания как Божественной воли, выраженной в отношении отдельного человека, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что христианству чужд детерминизм, поэтому человек, обладая Богом данной свободой, не всегда деятельно отвечает на призыв Господа. 
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основных мировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности − рабством. 

В юном возрасте для человека особенно велика ценность свободы. Однако в сознании молодых людей Церковь становится одним из главных оплотов «несвободы», а монашество – местом, куда бегут, чтобы на всю жизнь отказаться от свободы и ответственности за свою жизнь. Как донести в мир красоту и высоту христианского понимания свободы? Отвечая на этот вопрос, архиепископ Феофилакт напомнил, что Церковь всегда говорит о свободе как об одной из главных ценностей человеческой жизни. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. Христос говорил о свободе как о свободе от греха. Свобода, не «ограниченная» любовью страха Божия, приводит к духовной и нравственной деградации. Христианское понимание ответственности докладчик определил не как внешнее долженствование, а как внутренний акт любви к ближнему. Одним из движущих мотивов атеизма, особенно в его богоборческом проявлении, архиепископ Феофилакт назвал неприятие христианского понимания свободы и ответственности, презрительное отношение к страху Божию, желание свободы как неограниченного произвола. Помочь молодым людям привести в состояние гармонии столь дорогую для них свободу и столь необходимую для нашего общества ответственность через добрый пример жизни христиан – задача, которая стоит сегодня перед людьми Церкви. 

Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. И последнему предстоит вдохновлять послушника многое переосмысливать и возрастать духовно. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы. Духовникам необходимо понимать, из какого общества приходит в монастырь современный человек, и самым надежным средством помощи такому человеку, по мнению митрополита Арсения, была и остается молитва. Приобретению рассудительности у новоначального содействует частое общение с духовником. 

Далее в своем выступлении наместник Свято-Успенской Святогорской лавры поделился практическими советами и привел положительные примеры духовного воспитания послушников из собственного опыта и опыта духовно близких Его Высокопреосвященству людей. 

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил аудитории доклад «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Взяв в качестве основы размышлений о сути монашества христианскую антропологию, владыка Зиновий напомнил, что человек есть центральная тайна бытия в сотворенном мире, что он призван к развитию от образа Божия к Его подобию в богопознании и богообщении. Если задаться вопросом, что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо, прежде всего, вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении. 

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих – как для игуменов, так и для послушников – иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. «Я рад, что такие отношения были и есть в моей жизни», – сказал владыка. Говоря о трудностях молодых послушников, Его Высокопреосвященство обратил внимание слушателей на особое значение испытательного периода для человека, стремящегося к монашеской жизни, так как это время дается, чтобы желание быть монахом окрепло. Не менее важно, по мнению митрополита Андрея, чтобы вместе с послушником искус проходил и его духовник. Также большое значение для молодого человека, пришедшего в монастырь, имеет чувство семьи, и если оно возникает в какой-то конкретной обители, то к нему имеет смысл прислушаться. Семья дает чувство защищенности и помогает понять, что нельзя не прощать своих братьев или сестер, нельзя ненавидеть их или соперничать с ними. Как в семье, так и в монастыре больше трудов несет тот, кто терпелив, но это не означает, что слабым здесь нет места. 

Укрепиться в желании стать монахом помогает также отвержение помыслов против духовника. Суть монашеского подвига – это подражание Христу вплоть до крестной смерти. Именно это необходимо разъяснять молодым послушникам. Современные люди в большинстве своем не имеют привычки к физическому труду и навыка слушать своих родителей, но человеческая душа как раньше, так и теперь устает, болит, страдает, а соприкасаясь со Христом, чувствует потенцию, чтобы трудиться для вечности. 

Среди трудностей, которые испытывают молодые люди, приходя в монастырь, митрополит Андрей также назвал возможность неограниченного контакта с внешним миром посредством новейших технологий. 

После перерыва заседание монашеского направления Чтений продолжилось в формате семинара «Свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений» под председательством епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; куратор семинара − игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия. 

Перед участниками выступил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий с докладом «Почему монахам нужно образование». Его Высокопреосвященство начал с тезиса, что ученость монашества заложена в основание Предания Церкви и является добродетелью в святоотеческом понимании этого слова. Однако в наше время идеал древних отцов – абсолютная гармония между теорией и практикой, образование как реализация в своей жизни священных принципов добра (любомудрие) − объективно нельзя считать мотивом, обосновывающим необходимость получения монашествующими базового богословского и шире – гуманитарного образования. 

На первый план нынче выступает такой аргумент, как возможность восполнить качественным образованием недостающий духовный и житейский опыт в ситуации, когда от современного монашества повсеместно люди ждут наставления, духовных советов и поддержки, а большинство монашествующих к такой миссии не готовы. Монахи могут принести много пользы приходящим в обители людям, но, как сказал владыка Амвросий, повторив слова митрополита Сурожского Антония, «для этого нужно быть либо святым, либо образованным», в частности не только глубоко знать христианскую традицию, но и уметь донести ее содержание до современников, особенно молодежи, на понятном им языке. Притом в наше время всё чаще этот язык не подразумевает упрощенность. 

Дополнительной причиной получения образования становится необходимость вести монастырское хозяйство, взаимодействовать с государственными структурами, разбираться в юридических тонкостях и на хорошем уровне обладать множеством других специфических знаний. Владыка Амвросий привел мнение святителя Василия Великого, сформулировавшего в свое время принцип пользы светского образования для образования духовного. «Некогда монастыри были образовательными центрами, в настоящее время они могут стать центрами церковной науки», − сказал Высокопреосвященнейший Амвросий, напомнив, что существует огромная нужда в современных переводах творений отцов Церкви, научных комментариях к Писанию; необходимо также уметь отвечать на вызовы антихристианских идеологий и т.п. «Монастыри были и должны быть оплотами образованности, книжности, оплотами мудрости житейской и духовной», − этим утверждением подытожил свой доклад архиепископ Амвросий. 

Архимандрит Максим (Кирицис), игумен монастыря преподобного Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь), в докладе «Кто ты: раб или свободный? Какую свободу дает монастырь современному молодому послушнику» напомнил участникам семинара, что одним из элементов богоподобия является свобода, которая по причине тварности самого человека тоже является тварной и неабсолютной. Подобно тому, как мы имеем одну природу с Богом, мы могли бы иметь и единую волю с Ним. Но после грехопадения зло получило возможность влиять на человека, нарушив естественные законные отношения человека с Творцом. Преподобный Максим Исповедник пишет, что простой разум человека разделился на многие мнения и представления и возвращение человека к состоянию Адама до грехопадения стало невозможным. Исцеление пришло от Всеблагого Бога. Посредством восстановленной связи с Богом человек приобретает и подлинную свободу, свободу во Христе. Монашеская жизнь – это отказ от собственных идей, стремлений и воли. Насколько монах приносит в жертву свою волю, настолько ему открывается воля Божия. Необходимо, чтобы монах нашел путь смирения, чтобы он как к отцу относился к игумену, старался понять мысли и волю братии. «Любить любовью Христовой означает пить Чашу Христову. Это блаженство и одновременно крестная смерть, после которой наступает вечная свобода», − сказал в завершение докладчик. 

Игумен Дионисий (Шлёнов), преподаватель Московской духовной академии, в исследовании «Свобода во Христе и путь к ней: святоотеческие определения и наставления» представил вниманию собравшихся панораму использования понятия «свобода» в текстах древней греческой традиции. Все авторские переводы текстов, посвященные этому термину, прозвучали впервые. Всего в греческой литературе слово «свобода» с IV до XVIII века встречается 10,5 тысяч раз. 790 раз это слово использовалось в эпоху до Рождества Христова. Таким образом, на христианскую эпоху приходится наиболее частое его употребление. Чаще всего использовал это понятие святитель Иоанн Златоуст. В центральных регионах Византии слово «свобода» было употреблено в текстах рукописей 2,5 тысячи раз – чаще, чем в любом другом уголке земного шара в этот период. В Священном Писании есть несколько стихов − в Посланиях апостола Павла, апостола Иакова и апостола Петра, − где говорится о свободе. Из приведенных докладчиком апостольских и святоотеческих цитат очевидно, что свобода понимается авторами текстов как освобождение человеческой души от рабства греха. Формулировка «закон свободы» стала ключевой формулой христианской аскетики. Преподобный Марк Подвижник оставляет следующее определение: «Закон свободы научает всякой истине. Хотя многие прочитывают его согласно знанию, мало кто понимает его в соответствии с деланием заповедей. Не ищи его совершенства в человеческих добродетелях, ибо в них не найдется совершенства. Его совершенство скрывается в Кресте Спасителя». 

Семинар завершился докладом епископа Ейского и Тимашевского Павла «"Время сеяния" – о важности приобретения навыков в добродетелях в первые годы жизни в монастыре». Владыка Павел построил выступление на основании своего многолетнего опыта монастырской жизни и управления монастырем и обосновал многие положения доклада практическими же советами святых отцов и примерами народной житейской мудрости. Так, Его Преосвященство отметил, что приобретение навыков добродетели, действительно, крайне важно именно в первые годы монастырской жизни, но еще важнее сначала искоренить в себе злые навыки – об этом предупреждают как преподобный авва Дорофей, святитель Василий Великий, так и наставники монашества XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобные старцы Оптинские. Приобрести благие навыки новоначальным могут помочь молитва и Псалтырь, чтение святоотеческих книг, исполнение устава конкретного монастыря. В то же время на первом этапе важно и освоение внешних правил поведения, правильных телесных навыков, которые ведут к правильному духовному устроению: «Оградивший себя правильными телесными навыками может накоплять душевное богатство с благонадежностию», − пишет святитель Игнатий. 

Наряду с примерами из трудов известных наставников монашества владыка Павел поделился опытом окормления новоначальных, который приобрел в общении с приснопамятным старцем Наумом (Байбородиным). Отец Наум советовал молодым монахам в первые годы даже на краткое время не покидать монастырь, при этом он благословлял получать богословские знания и не переставать учиться практике монашеского делания у опытных насельников, посещать духовные беседы, не менее полутора часов в день отводить на чтение духовной литературы. 

29 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений продолжат свою работу. 

Фото: Владимир Ходаков.